Как учить иностранный, используя науку о мозге

Больше миллиарда людей по всему миру прямо сейчас учат второй язык. А некоторые даже третий и четвертый. Рынок online-курсов и школ иностранных языков развивается большими темпами. А все потому, что язык нужен везде – на работе, в путешествии, для учебы за границей, чтобы смотреть фильмы и читать книги в оригинале.

И полезен даже не сам факт знания иностранного, а процесс его глубокого и регулярного изучения. Это снижает риск развития старческого слабоумия, улучшает память, создает новые нейронный связи и «омолаживает» мозг. При чем по мнению нейролингвистов учить другой язык можно и нужно в любом осознанном возрасте.

Детям легче дается второй язык – правда или миф?

В середине прошлого века нейролингвист Э. Леннеберг выдвинул теорию о том, что ребенок лучше всего учится говорить на родном языке с года до 10 лет, а иностранный он учит намного быстрее и эффективнее взрослого.

В 2018 г. теорию Леннеберга проверили. Специалисты одного американского вуза протестировали 700 000 человек, которые изучали второй язык и выяснили – те, кто начинал учить иностранный до 18 лет, имеют больше шансов говорить на нем так же свободно, как и носитель.

Значит дети всегда осваивают иностранный язык быстрее и легче взрослых? Нет, не всегда. Взрослым легче дается грамматика и лексика, а детям – произношение и разговор.

18843 Web Large 1200 x 1200

Разные техники изучения языка

Дети учат иностранный имплицитно, а взрослые — эксплицитно. И главная разница в том, насколько осознанно это делается. Теперь простыми словами:

Взрослым легче дается грамматика и лексика, а детям – произношение и разговор.

• Эксплицитное обучение – это когда студент слушает преподавателя на занятии, а потом прилагает значительные усилия, чтобы сделать домашнее задание. При этом нужна концентрация внимания и сильная внутренняя мотивация, чтобы урок дал результат.

• Имплицитное обучение – это когда мы живем среди носителей языка и каждый день слышим его. Обучение происходит на автомате, и мы часто даже не можем объяснить – откуда знаем то или иное слово.

Дети легче распознают различия на слух

Как обстоят дела с произношением? Здесь у детей больше преимуществ. Они намного легче распознают различия на слух, чем взрослые. Люди, которые начали изучать новый язык после взросления, часто не в состоянии полностью убрать акцент.

Что с точки зрения нейролингвистики помогает в изучении языка?

  1. Индивидуальные склонности

У каждого есть способности и таланты к определенному роду деятельности. Например, некоторым взрослым крайне сложно освоить фонетику и произношение. Но есть люди, у которых мозг имеет особое строение (у них другая структура извилины Гешля). Именно это определяет их склонности к освоению правильного произношения.

Но это не значит, что нужно обязательно родиться с «подходящим» мозгом, чтобы стать фонетически талантливым. Часто опыт из жизни, открытость к общению и доброжелательность помогают овладеть вторым языком и свести к минимуму акцент.

  1. Наличие мотивации

Нужно четко понимать – с какой целью ты учишь язык. У некоторых есть внутренняя мотивация и процесс обучения проходит для них легко и интересно. Для таких людей изучение языков может быть хобби. Другим сложнее в этом плане, им необходима серьезная внешняя мотивация, поддержка учителя, окружения. 

  1. Влияние первого (родного) языка

Дети не различают языки по степени сложности. Они все для них одинаково легкие. Для взрослых – нет. Успехи в изучении того или иного языка во многом зависит, какой для вас родной.

Исследования показывают, что для англоязычных наиболее доступными считаются европейские языки. А наиболее сложными в освоении — восточные. Для русскоязычных такие исследования не велись, но результаты будут похожими. Нам тоже сложно изучать китайский из-за специфических тонов и иероглифов.

Советы нейролингвистов

  • После грамматики и расширения словарного запаса нужно обязательно включать принципы имплицитного освоения языка – просмотр фильмов, живое или онлайн общение.
  • Используйте иностранный язык по максимуму в повседневной жизни. Переведите на него смартфон, зарегистрируйтесь в соцсетях и общайтесь на форумах с носителями. Нужно дать понять мозгу, что вы учите язык для дела и ему есть практическое применение.
  • Делайте максимальный акцент на фонетике. И не переживайте, если станете говорить на родном языке с тоном из иностранного. Все идет по плану!
18832
Опыт из жизни, открытость к общению и доброжелательность помогают легче овладеть вторым языком

Никогда не будет поздно учить язык – второй, третий, десятый. И чем раньше вы начнете, тем лучше будет результат.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Возможно ли прокачать способности мозга?

В англоязычной психологии существует теория «мышление роста». Ее суть заключается в том, что интеллектуальные способности человека могут возрастать в течение жизни при условии его веры

Read More »